10 сентября 2016 г.

С чего начать составление бизнес-плана

Ронда Абрамс - лучший консультант по малому бизнесу в США. Окончила знаменитый Гарвардский университет. Ведет колонку "Бизнес-стратегии малого бизнеса", которая является суперпопулярной. Ее первая книга "Успешный бизнес-план: Секреты и стратегии", журнал Forbes назвал "одной из лучших книг для малого бизнеса".

"Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса" - исчерпывающая по информационному содержанию книга.
Бизнес-план в книге Абрамс, это инструмент планирования, а не шаблонные упражнения. Многие совершенно ошибочно считают, что бизнес-план нужен для демонстрации инвесторам и акционерам, в душе сомневаясь в его практической пользе. Возможно, в отношении многих бизнес-планов дело так и обстоит. Но грамотный продуманный бизнес-план - это ваш компас, который указывает вашей команде правильное направление.

Ронда Абрамс объясняет, что составление планов дисциплинирует мысли, расставляет правильные и четкие приоритеты. Бизнес-план ставит задачи, определяет главные ценности, стратегию, критерии выполнения. При подготовке плана, вы изучите все аспекты вашего бизнеса, примите во внимание все факторы и тенденции, которые могут повлиять на ваш бизнес негативно или позитивно.
Составляя бизнес-план, вы внесете коррективы в свой бизнес, возможно существенные.

Книгу "Бизнес-план на 100%" журналы Inc. и Forbes включили в рейтинг десяти важнейших книг для малого бизнеса.
В редакционной статье в Forbes сказано:
"Изложенные в книге Ронды Абрамс идеи и принципы отлично работают. Это подтверждает успешный опыт тысяч предпринимателей и известных венчурных инвесторов. Вы тоже можете воспользоваться уроками Ронды. Успехов!"
Привожу для информации отрывок из этой замечательной книги

"Необходимо подготовить планы действий в непредвиденных обстоятельствах. В них предусматриваются просчеты, разочарования и неудачи. Предполагается, что лидер не делает ошибок. Это не так; принимая решения, мы не можем не ошибаться. Иногда нам просто изменяет удача. Открыто обсуждайте возможность ошибок, чтобы люди были готовы к ним и никогда не падали духом. Расскажите им о своих планах на случай возникновения непредвиденных проблем.

Процесс составления бизнес-плана

Предположим, вы пришли к выводу, что вашей компании необходим бизнес-план. У вас неизбежно возникнет вопрос: «С чего начать?» Поскольку план требует детальной информации практически обо всех аспектах бизнеса, включая сведения о состоянии отрасли, рынка, операциях и персонале, процесс его разработки может показаться слишком сложным.

Процесс составления бизнес-плана включает пять основных шагов:

1. Формулирование основной концепции бизнеса;
2. Сбор данных относительно реализуемости и особенностей вашей бизнес-модели;
3. Фокусирование и уточнение концепции на основе собранных данных;
4. Детальное описание бизнеса;
5. Составление плана в убедительной форме.

Первый шаг состоит в том, чтобы изложить базисную концепцию бизнеса. В предыдущей главе был представлен бланк, используемый для описания различных составляющих вашего делового предприятия. Если вы работаете в компании со сложившейся производственной деятельностью, у вас может возникнуть искушение пропустить этот шаг. Но если вам необходима стратегия достижения успеха, вы обязаны предварительно исследовать допущения, лежащие в основе предпринимаемых вами усилий

В этой главе мы сосредоточимся на шагах 2 и 3: сборе и интерпретации необходимых данных. Надежная информация позволяет получить реалистичную картину того, что происходит в бизнесе, похожем на ваш, а также лучше понять собственную компанию. Затем вы можете оценить концепцию в свете полученной информации и определить новый фокус приложения усилий (используйте бланк в конце главы).

Как только вы собрали достаточный объем информации и вновь оценили свою концепцию бизнеса, начинайте работу над планом. Следуя главам этой книги и заполняя формы для подготовки плана, вы превратите свой бизнес-план в убедительный документ.

Составление плана — в большей степени деловой проект, чем письменное задание. На успех вашего бизнеса может повлиять сам процесс, а не только подготовленный по его результатам документ. В повседневной работе у вас редко бывает время, чтобы обдумать различные проблемы, которые вы анализируете при составлении бизнес-плана. Процесс планирования предоставляет вам редкую возможность лучше узнать, как функционируют ваша компания, рынок и отрасль.

Сбор информации

Знание — сила. Имея на руках точную информацию, вы примете наилучшие деловые решения, а также проведете более убедительную презентацию бизнес-плана при встрече с банкиром, потенциальным инвестором или руководителем подразделения. Здравомыслящие инвесторы используют бизнес-план не только для ознакомления с новой концепцией бизнеса. С помощью плана они оценивают и знания предпринимателя, и его характер (проявляет ли он должное усердие, необходимое для управления предприятием).

Так что выделите себе достаточно времени для выполнения этого домашнего задания. Тщательные исследования позволят избежать включения в план недостоверных сведений — ошибка, которая может помешать получить финансирование, — и принять обоснованные решения.
Если вы плохо знакомы с данной отраслью или с управлением бизнесом, выделите на проведение исследования несколько больше времени и начните его с поиска обзорной информации. Используйте исследовательскую работу как возможность разобраться в ключевых вопросах своей отрасли, а не просто для поиска конкретной информации, необходимой компании.

Сосредоточьтесь на поиске общей информации о каждой из областей, которые вы указали в бланке «Основная концепция бизнеса» (см. главу 1). По мере продвижения поиска концентрируйте внимание на более конкретных вопросах, на информации, необходимой для принятия оперативных и финансовых решений. В главах 4–17 мы рассматриваем способы получения данных, которые вы должны внести в каждый раздел бизнес-плана. В некоторых случаях вам необходимо будет включить в план предположения о возможных источниках такой информации.

Достаточность информации

С помощью Интернета вы можете относительно легко получить настолько большой объем информации, что почувствуете себя сбитым с толку. И наоборот, вы много раз испытаете разочарование, потому что некоторые важные данные составляют чью-либо собственность и недоступны или продаются довольно дорого. В процессе поиска финансирования трудно определить, какие сведения являются наиболее важными и какой объем информации должен быть включен в план.

Не пытайтесь дойти в своих исследованиях до самой сути вещей; это не обязательно или невозможно. Ищите информацию, которая поможет ответить на ключевые вопросы о вашем бизнесе. В то же время ваше исследование должно быть достаточно полным, чтобы убедить вас и читающих ваш план специалистов в том, что ваши ответы опираются на достоверные данные.

Предположим, вы выпускаете куклы для детей и определяете свой целевой рынок как девочек в возрасте от четырех до десяти лет. В своем плане вы должны ответить на вопрос: «Насколько крупным является этот рынок?» Чтобы почерпнуть достоверные сведения, вам, вероятно, придется использовать единственный источник — Бюро переписи населения США. Однако возникают и другие вопросы — например: «Каковы тенденции спроса на кукол?», — которые могут потребовать использования информации из трех или четырех отраслевых источников или проведения маркетингового исследования.

Многие предприниматели не уделяют внимания финансовой стороне своего хозяйства, и это именно то, что приводит многих из них к краху. Они отводят финансам и бухгалтерии незначительное место.

Исследование начинается с вопросов

Начните ваше исследование, сформулировав общее утверждение о том, что является основой вашего бизнеса (или части вашего бизнеса). Например, если вы планируете открыть химчистку, оно может звучать следующим образом: «У жителей этого района имеется настоятельная потребность в услугах по химической чистке одежды и других предметов обихода».

Затем составьте список вопросов, которые логически вытекают из этого утверждения, а также способны поставить его под сомнение. Вот некоторые вопросы, которые вы могли бы задать:

Сколько химчисток обслуживают жителей района в настоящее время?
Насколько прибыльны работающие в районе химчистки?
Удовлетворены ли местные жители услугами имеющихся заведений?
Действительно ли объем спроса превышает мощности уже существующих химчисток?
Каковы тенденции развития данной сферы услуг в масштабах всей страны?
Каковы демографические тенденции в этом районе?
Как районные демографические тенденции связаны с трендами развития данной сферы услуг? Подтверждаются ли ваши выводы статистическими данными?

Еще один пример. Предположим, вы утверждаете: «Предоставление психологических консультаций с помощью Интернета — весьма прибыльное занятие». Вопросы, которые логически следуют из этого утверждения и ставят его под сомнение, могли бы быть следующими:

Какие компании уже предоставляют подобные услуги?
Каков размер рынка психологического консультирования в настоящее время?
На чем основывается утверждение о том, что потребители хотели бы получать консультации с помощью Интернета?
Какая часть существующего рынка психологического консультирования в соответствии с разумными ожиданиями могла бы перейти на онлайновое консультирование?
Сколько клиентов, которые в настоящее время не получают консультаций, могли бы обратиться за психологической поддержкой с помощью Интернета?
Какие ключевые технические проблемы необходимо решить для того, чтобы гарантировать безопасное проведение психологических консультаций в Интернете?
Какие законы или правила могут повлиять на формы и способы предложения подобных услуг?

Сформулировав список вопросов, приступайте к поиску ответов. Некоторые из них вы найдете на сайтах государственных учреждений и деловых ассоциаций в Интернете. Вы можете обратиться к справочным материалам в библиотеке или центре развития бизнеса, а также связаться с отраслевыми ассоциациями или воспользоваться платными услугами по поиску информации. Чтобы получить некоторые ответы, вы должны будете провести собственное маркетинговое исследование, опросить потенциальных клиентов, поговорить с другими бизнесменами или оценить посещаемость подобных сайтов или близлежащих учреждений.

Начиная составление бизнес-плана, воспользуйтесь бланком «Вопросы для исследования», чтобы записать имеющиеся у вас на данный момент общие вопросы и проблемы, которые вы будете изучать. Вы должны прояснить для себя не только конкретные детали, но и тенденции развития и устойчивые модели.

Количество собранной информации в значительной степени зависит от ваших возможностей — времени и денег. Очевидно, что в процессе планирования крупная корпорация получает гораздо больше информации, чем индивидуальное частное предприятие.

Правильно организуйте материал

В процессе составления бизнес-плана у вас накопится большой объем информации и множество документов. С самого начала выберите способ организации собранного материала (ваши заметки, идеи, контактная информация).

На компьютере или в бумажном виде создайте отдельные папки для разных тематических областей, соответствующих главам этой книги. В них вы будете хранить информацию, полученную в процессе поиска и исследований. Иначе у вас возникнут проблемы с определением местонахождения сведений, необходимых для подготовки письменного документа. Когда вы собираете информацию, записывайте ее источник и дату; это значительно облегчит проверку данных и определение авторства (в случае возникновения такой необходимости).

Процесс составления бизнес-плана открывает вам возможность познакомиться со многими людьми, которые могут быть очень полезны для вас позже, когда вы будете управлять своим бизнесом. Возможно, вы будете брать интервью у потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов, стратегических партнеров, а также у других представителей данной отрасли. Заведите папку для хранения сведений обо всех этих контактах."

Источник: "Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса". Ронда Абрамс.