10 сентября 2016 г.

Загадочный бизнес-план и как нам правильно его составить.

Если Вы все-таки решились перейти от пространственных мыслей «А не открыть ли мне собственный бизнес?..» к практической реализации этой смелой идеи – то в большинстве случаев Вам не обойтись без бизнес-плана.

Чаще всего необходимость в составлении бизнес-плана возникает в случае, когда у Вас не хватает собственных средств для того, чтобы открыть бизнес. Тогда бизнес-план превращается в инструмент убеждения инвестора в том, что его деньги, вложенные в Ваше дело, не пропадут, а вернутся к нему с прибавкой.

Однако даже в том случае, если у Вас на собственное дело хватает и собственных средств, составление бизнес-плана – это очень и очень полезный этап открытия Вашего бизнеса. Бизнес-план не только поможет Вам убедиться, что Ваши деньги не пропадут зазря (ведь вряд ли Вам Ваших собственных денег менее жалко, чем стороннему инвестору – своих), но и помогут структурировать все действия, которые Вам необходимо выполнить для того, чтобы достичь успеха, а также в будущем контролировать степень их исполнения.

Давайте же посмотрим с Вами, что представляет собой этот загадочный бизнес-план и как нам правильно его составить.
Финансовые расчеты для составления бизнес-плана требуются самые элементарные, но при этом составить сам бизнес-план очень и очень сложно.

Давайте разбираться с этим по порядку.
Почему самое главное в бизнес-плане – финансы? Дело в том, что вкладывая деньги в бизнес, потенциальный инвестор на практике интересуется только одним вопросом: когда они к нему вернутся и в каком количестве? Чем при этом Вы будете заниматься – будете стричь людей или консультировать в области оптимизации налогообложения – для него дело десятое.

Бизнес-план это куча вложенных друг в друга «волшебных коробочек». Самая большая, называющаяся «Компания» – это коробка собственников. Их интересует только то, в каком количестве они вкладывают деньги с одной стороны, и какое количество и через какой промежуток времени вываливается с другой.

Следующая по размеру группа коробочек – это коробки директора Компании. Его, в общем-то, интересует тоже самое: сколько денег в виде заработной платы, премий, компьютеров и новогодних корпоративов он вкладывает в, к примеру, коробку «Отдел продаж», и сколько из нее вываливается выручки. И так далее, и тому подобное.

Интерес к тому, что происходит внутри коробки, на практике проявляется лишь тогда, когда ты деньги в нее вложил – а из нее ничего не вывалилось. Или вывалилось, но мало. Вот тогда коробочка открывается, и мы начинаем смотреть, а как же там это самое волшебство устроено и что же в нем поломалось.

Так вот, Вашего потенциального инвестора будет интересовать лишь то, сколько денег ему нужно положить в коробку «Ваш бизнес» – и сколько и через какое время он из нее достанет.
Поиск денег на то, чтобы заниматься своим любимым делом, называется фандрайзингом. Это отдельная категория со своими инструментами.

Почему для составления бизнес-плана требуются только самые элементарные финансовые расчеты? Чтобы это понять, поставим себя на место человека, который принимает решение – вкладывать деньги в Ваш бизнес или нет.
Если к нам пришли за деньгами – значит, деньги у нас есть (приятно представлять, правильно?). И мы с Вами, скорее всего, принимаем решение, что именно с ними делать. Самый простой вариант в большинстве случаев – положить деньги в банк под проценты. Однако данный вариант поведения принесет не слишком большой доход.

Вкладывая деньги в бизнес-проект, который нам предлагают, мы хотим заработать больше, чем нам принесет депозит в банке.
Отсюда простой вывод. Для того чтобы инвестор согласился вложиться в Ваш бизнес, Вы должны предложить ему доход больший, чем все остальные альтернативные варианты, претендующие на его денежки. А альтернатив подобных может быть множество. Мы с Вами рассмотрели только одну – депозит в банке. Однако у инвестора может быть собственный бизнес, который тоже способен приносить ему доход, и он может направить деньги на его расширение.

Финансовые расчеты эффективности бизнес-проекта до неприличия просты. Необходимо взять доходы, которые получит инвестор от вложения денег в Ваше предприятие, и рассчитать, сколько средств понадобилось бы ему, чтобы получить такой же объем доходов от альтернативного варианта. Если Вы просите денег меньше – то считайте, что они уже у Вас в кармане.
И давайте ответим на вопрос. Если самое главное – это деньги, а финансовые расчеты очень и очень просты – почему же бизнес-план так сложно составить? Дело в том, что качество бизнес-плана зависит не от корректности формул, забитых в расчеты эффективности проекта. Качества бизнес-плана зависит от корректности и полноты информации, которая в этих расчетах используется.

Для того, чтобы объективно оценить эффективность бизнес-плана, необходимо корректно определить три категории: доходы проекта, а также его текущие и инвестиционные затраты.
Как правило, начинать планирование необходимо с определения доходов проекта. На мой взгляд – это самый сложный этап составления бизнес-плана. Ни один из существующих подходов не могут здесь дать 100%-ную точность планирования.

Если Вы собираетесь выпускать на рынок новый продукт, подумайте о том, сколько покупателей и по какой цене смогут его приобрести. Здесь очень важно не ориентироваться на себя. Если Вы готовы заплатить за что-то 10000 рублей – не факт, что на это готовы все остальные. Попытайтесь оценить, на какой сегмент Вы нацелены с Вашим продуктом? Сколько в нем покупателей, которые готовы заплатить данную цену? Как часто они будут совершать покупки? Может быть, стоит снизить цену и привлечь менее платежеспособных покупателей? Либо наоборот, повысить ее и уйти в сегмент, где «цена не имеет значения»? В каком случае выручка будет больше.

Если вы выходите на уже конкурентный рынок, в первую очередь соберите информацию о нем. Сколько и почем сейчас продается? И, самое главное, почему? Что важно для покупателя? Что Вы собираетесь предпринять, чтобы покупатель отказался от привычного ему продукта и выбрал Ваш? Повысить качество? Снизить цену? Использовать массированную рекламу?
Все это очень и очень важные вопросы, ответить на которые очень не просто.

В любом случае, если цена вопроса высока – лучше обратиться к специалистам, то есть заказать профессиональное маркетинговое исследование.

После планирования доходной части проекта на его основании определяется затратная. Сначала определяются расходы на сбыт, то есть рекламная поддержка, заработная плата сбытового персонала и пр. Затем – расходы на производство и закупку. В последнюю очередь – затраты на вспомогательное производство и управление.

Расходы планировать намного легче, чем доходы. Здесь уже куда больше определенности. Самый главный совет, который я могу Вам дать – будьте внимательны и кропотливы. Постарайтесь ничего не упустить. Просто иногда доходит до смешного: запланировали, что товар нужно приобрести, а что его нужно привезти – нет!

Попытайтесь в голове нарисовать подробную модель Вашего бизнеса. Вот мы продаем товар. Кто его продает? Продавец. Ему нужно платить заработную плату. Где он его продает? В магазине. Магазин арендованный – нужно платить аренду. И вот так – мелкими шагами и подробно.
Вообще, Вам совет: попросите помощи профессионалов. Если не в составлении бизнес-плана, то хотя бы в его экспертизе. Они смогут дать Вам ответ на вопрос, все ли затраты Вами учтены и в корректном размере. Ведь для того, чтобы сделать все корректно, нужно обладать знаниями во множестве областей – начиная от налогообложения, чтобы знать, какие налоги будут уплачиваться и как рассчитываться, до тонкостей производственного процесса, чтобы правильно рассчитать оптимальный объем необходимых площадей и т. п.

Затем необходимо разработать организационный план проекта. Он представляет собой конкретные действия, которые необходимо сделать для того, чтобы начать его реализовывать. Вы думаете – Вам дали денег и все. Вперед к вершинам бизнеса! Не все так просто. А юридическое лицо создать? А все необходимые лицензии и разрешения получить? А сертификацию пройти? А разрешение на строительство? А договор аренды? Пожалею драгоценное место журнала и не буду перечислять все действия, которые необходимо сделать, чтобы начать получать доходы проекта.
А ведь каждое из них, кроме того, что требует определенных финансовых затрат – еще и может стать непреодолимым препятствием.

После всего этого можно приступать к расчету необходимых инвестиций. Здесь опять-таки важно учесть, что деньги Вам потребуются не только на первоначальные капитальные и организационные затраты, но и на осуществление текущей деятельности в первые периоды. Очень маловероятно, что Ваш бизнес с первых месяцев начнет окупать себя сам. Однако при грамотном планировании и это можно учесть.

Напоследок два совета
Первый – отнеситесь к составлению бизнес-плана серьезно. Я не один десяток планов подержал в руках и всегда видно, где работали с душой, а где – «авось прокатит». Это касается не только оформления, но и содержания. Поверьте мне, всегда видно, какая цифра соответствует действительности, а какая взята из головы. Если у Вас что-нибудь не получается, попытайтесь найти соответствующее действительности решение проблемы, а не подгоняйте цифры до нужного результата.
Второй. Если Вы решили открыть собственное дело – займитесь тем, что Вам на самом деле по душе. Практика показывает, что любовь к делу, которым ты занимаешься, способна творить такие чудеса, которых ни в одном бизнес-плане не опишешь и ни одним экономическим законом не объяснишь.